Вход в личный кабинет

Заворожённые Бахом

11 апреля 2012   СМИ о нас

В финале «Страстей по Иоанну» малый концертный зал Красноярской филармонии буквально взорвался аплодисментами. Сибиряки, открывшие в этот вечер другого, ранее неизвестного им Баха, продолжали скандировать «браво!», а дирижёр из Германии Штефан Вайлер благодарил солистов, оркестрантов и хор.

Красноярский академический симфонический оркестр, хоровой ансамбль солистов "Тебе поемъ" и хор Красноярской государственной академии музыки и театра на едином дыхании исполнили одно из самых значительных произведений великого композитора, написанное по мотивам Евангелия от Иоанна и повествующее о страданиях и смерти Христа. Публика поняла и приняла «Страсти по Иоанну» в интерпретации кудесника Вайлера – фанатично влюблённого в своё дело дирижёра, бессменного куратора проекта Бахакадемии.

 В девятый раз по инициативе Штутгартской академии И.С. Баха и при поддержке министерства культуры Красноярского края и Центра международных и региональных культурных связей проходило на красноярской земле это уникальное для России событие. Программа Бахакадемии включала концерты, курсы повышения квалификации, мастер-классы Штефана Вайлера в Красноярской государственной академии музыки и театра (КГАМиТ). Приехавшие вместе с дирижёром солисты Ютта Кох (сопрано), Каролин Мазур (альт), Увэ Штикерт (тенор) и Клаус Хэгер (бас) тоже общались со студентами на мастер-классах и во время репетиций. Именно они исполняли сольные партии на заключительном концерте Бахакадемии.

Слева от дирижера Клаус Хэгер (бас, Германия), справа - Увэ Штикерт (тенор, Германия)

- Я по-новому открыла для себя Баха десять лет назад, когда Вайлер приехал к нам впервые и дирижировал «Магнификат». Именно тогда я впервые услышала настоящее барокко, – признаётся заслуженный деятель искусств РФ, заведующая кафедрой хорового дирижирования КГАМиТ, профессор Людмила Краевая. – Для преподавателей и студентов нашей академии каждая встреча с Бахом – это событие, а «Страсти по Иоанну» вообще очень сложная, интересная музыка, и конечно очень красивая и духовная. К приезду Штефана Вайлера мы готовились: студенты несколько месяцев разучивали партитуры оратории. Наряду с мэтрами вокального искусства из Германии, Штефан доверил исполнение партии Иисуса на заключительном концерте выпускнику дирижёрско-хорового отделения нашей академии Николаю Балышеву. Николай из тех, кто вырос на Бахакадемии, ещё в студенческие годы несколько раз бывал в Германии, обучался у лучших мастеров в Штутгарте. Нынешняя Бахакадемия, как всегда, прошла очень содержательно, все получили огромный объём информации, я очень довольна результатами.

Бахакадемия преследует просветительскую цель. Миссия, которую выполняют музыканты из Германии, в том, чтобы как можно больше людей узнали, что такое настоящий Бах и поняли, как следует исполнять его произведения. Чтобы они почувствовали специфику и особенности стиля той музыки и того направления, в котором работал «композитор композиторов», как называют гения на родине. Не секрет, что музыка эпохи барокко наполнена знаками и символами, и открывая их для себя, мы можем глубже понять суть баховских произведений.

Грандиозная премьера – полное исполнение оратории «Страсти по Иоанну» для широкой публики на красноярской филармонической сцене – самое яркое, знаковое событие всей Бахакадемии, её кульминация. Но студентам академии музыки и театра, пожалуй, повезло больше – на протяжении пяти дней участвуя в мастер-классах и гешпрехконцертах, они словно губка, впитывали всё происходящее. Со сцены большого концертного зала КГАМиТ не только звучала музыка великого кантора, но и слово Вайлера. Маэстро подробно рассказывал об истории и процессе создания сочинения, о композиторских приёмах. Бах сочинял «Страсти по Иоанну» в Лейпциге в конце 1723 – начале 1724 гг. и впервые представил на Страстной неделе весной 1724 г. в церкви Св. Николая.

- Оратория поражает своей глубиной, – делится впечатлениями студент 4 курса КГАМиТ Владимир Комович. – На гешпрехконцерте я исполнял ариозо баса «Смотри, моя душа». Важно было передать какие эмоции и чувства в душе человека вызывает страдание Христа и как появляется надежда на дальнейшее спасение. Во время мастер-класса Клаус Хэгер подсказал мне, что петь эту партию лучше не громко, а пиано, проникновенно. Для меня это был первый опыт исполнения на немецком языке, поэтому языковые сложности поначалу давали о себе знать, но это быстро прошло. Когда Штефан Вайлер находился рядом с нами, от него шла такая гипнотическая энергия…

- Я высоко ценю то мужество, с которым российские музыканты берутся за столь сложную музыку, потому что исполнительской традиции такой нет, – говорит дирижёр, доцент Штутгартской академии И.С. Баха Ш. Вайлер. – Им конечно сложно и мы приезжаем, чтобы поделиться своим опытом и знаниями. Что касается моей страны, то исполнять оратории И.С. Баха в каждом, даже небольшом городе Германии, – это традиция. Для нас «Страсти по Иоанну»» также важны, как и рождество Христово. Бах великий мастер озвучивания евангельских текстов».

- Штефан, насколько успешно, по-Вашему, существует Бахакадемия в Красноярске?

- Я приезжаю сюда уже в десятый раз. Конечно же, виден профессиональный рост студентов академии музыки и театра. Они стали лучше и больше понимать и интерпретировать произведения Баха. Это происходит не только благодаря нашему участию, но и стараниями педагогов, профессоров академии, которые готовят своих студентов на очень высоком уровне. Мне доставляет огромное удовольствие работать со студенческим хором под руководством профессора Людмилы Краевой и хором «Тебе поемъ» Константина Якобсона. С ними успех гарантирован!

- Все эти дни мне снился Бах. Было такое ощущение, что и не сплю я вовсе, а где-то витаю в воздухе. Просыпаюсь, а в голове уже звучит музыка. И не только ария, которую мне предстояло исполнить на гешпрехконцерте, но и арии моих однокурсников, – откровенничает студентка 5 курса КГАМиТ Алиева Кристина (сопрано). – Так сложилось, что мой преподаватель, заслуженная артистка России Вера Баранова, обладательница колоратурного сопрано, начиная с младших курсов, воспитывала меня на музыке немецких композиторов. Она сама хорошо говорит по-немецки, и у меня тренировала слух и восприятие этой музыки, поэтому мне произношение даётся относительно легко. Штефан Вайлер очень доходчиво объяснял нам, что значит та или иная партия, открывал секреты прочтения нотного текста. Например, в произведении написан один очень отрывистый штрих, а исполнять надо наоборот легато. Несмотря на то, что музыка танцевальная, нужно быстро произносить слова, и в то же время – тянуть кантилену. Это было самое сложное.

- Поначалу я к музыке Баха относилась спокойно, а после Бахакадемии – просто в восторге! Тем более, ведущая мастер-класса Каролин Мазур, сказала, что мой голос просто создан для Баха. Для меня такое признание стало самой большой неожиданностью, – рассказывает пятикурсница вокального отделения КГАМиТ Эльвира Белалова (меццо-сопрано). – Каролин – солистка оперетты в Лейпциге. После общения с ней немецкое произношение с его немыслимыми согласными, уже не кажется мне, как раньше, таким сложным для пения. Готовясь к Бахакадемии, мы прослушивали аудиозапись «Страстей», но когда занимались с Каролин, она всё равно замечала и старалась поправить наши ошибки. Слышать аудиозапись – одно, а общаться с носителем языка вживую – совсем другое дело.

 «Оратория «Страсти по Иоанну» – это абсолютно не та музыка, к которой мы привыкли. Для меня сложно исполнять арию в сдержанной манере – я по натуре очень эмоциональна, открыта, привыкла всё отдавать зрителю, а тут нельзя внутренние переживания показывать внешне, а больше передавать их через голос.

Рискнут ли хор и симфонический оркестр Красноярской академии музыки и театра исполнить «Страсти по Иоанну» уже без Вайлера? Пусть не целое произведение, отдельные его номера студенты преподнесут в ближайшие дни жителям культурной столицы Красноярского края – города Назарово. И гастроли после Бахакадемии в районах и городах Красноярского края и в соседних регионах – это тоже многолетняя добрая традиция.

СПРАВКА: Бахакадемия проводится в Красноярске по инициативе Штутгартской Академии И.С. Баха с 2001 года при поддержке Министерства культуры Красноярского края и Центра международных и региональных культурных связей. В программе Бахакадемии – концерты, курсы повышения квалификации, мастер-классы дирижёра и куратора фестиваля Штефана Вайлера, а также солистов из Германии. Красноярск – единственный город в России, который сотрудничает с Штутгартской Международной Бахакадемией.


Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230

Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230