Вход в личный кабинет

Владимир Меньшов: «Москва слезам не верит» - лучший фильм всех времен и народов» (Интернет-портал «Комсомольская правда», 03.10.2014)

24 сентября 2015   СМИ о нас

Знаменитый актер и режиссер приехал в наш город вместе с кинопоездом, посвященным 95-летию ВГИКа

Кино можно снять даже на телефон

Знаменитый актер и режиссер приехал в наш город вместе с кинопоездом, посвященным 95-летию ВГИКа. Какой из своих фильмов он считает лучшим и зачем российскому кино нужен госзаказ – об этом и многом другом он рассказал в нашем городе

Почему вы приехали именно в Красноярск и почему не на поезде, а на самолете?

- Я не смог принять участие во всей поездке, это больше 20 дней. Но был бы студентом, был бы благодарен судьбе за возможность посмотреть страну из окна поезда, да еще в таких комфортных условиях. Да еще когда с оркестром встречают на вокзале - это дорогого стоит. Я сумел выкроить всего два дня. Много работы и в кино, и во ВГИКе, у нас с Верой Валентиновной (Алентовой – прим. Ред.) актерско-режиссерская мастерская. Мы уже один выпуск сделали, сейчас набрали второй.

На самом деле, я хотел побывать в Иркутске, там жил мой любимый Володя Гуркин, написавший «Любовь и голуби». Он недавно умер у себя в Черемхово, я хотел побывать на его могиле. Но свободное время выпало именно на Красноярск, и вот я приземлился здесь.

В кинопоезде очень много студентов, а какими были ваши студенческие годы.

- Они прошли в студии МХАТ, потом пошел во ВГИК к Михаилу Ромму. Он меня взял, но разные формальности помешали мне стать студентом. Тогда он взял меня аспирантом. Я был единственным в мире аспирантом, который боролся за право стать студентом, потому что им давали деньги на фильмы.

Так что я самозванец, у меня нет диплома ВГИКа, а всего лишь справка об окончании аспирантуры, конечно, никакой диссертации я не защитил.

А чем вас поражают абитуриенты на вступительных экзаменах?

- Нет, этого не бывает. Артист растет, воспитывается постепенно. На первом курсе все одинаковые, на втором начинают появляются лидеры, на третьем – безусловные лидеры. Бывают знаменитые наборы, бывают менее заметные.

Как проходит для вас 2014 год и есть ли время для отдыха?

- У меня очень трудоемкий год оказался. Снялся с начала года, страшно вымолвить, в шести картинах, этого достаточно, чтобы вымотаться. Набрал курс, это большая тяжелая работы, всех нужно отсмотреть.

Только что пережил юбилей, это самое большое испытание года. Прилетел из Владивостока, в состоянии сдвинутых часовых поясов встречал гостей, на следующий день улетел в Берлин, только сейчас вспоминаю, как все было, и от кого подарки.

Если есть свободное время, то самый прекрасный отдых для меня - диван и книга в руках. Можно выпить немного. Еще – хороший разговор с другом, с которым давно не виделся. И тут без выпивки совсем не обойтись.

Куда идет российское кино?

- Отсутствие централизации привело к тому, что нет стратегического направления. Как ни смешно, но раньше существовали тематические планы, которые мы проклинали. Должен быть фильм про советскую армию, про крестьян, про рабочих, про рабочих и крестьян. Но все, конечно, норовили снимать про интеллигенцию. И когда приходил молодой режиссер, его вынуждали снимать про рабочий класс. И получились такие шедевры как «Высота», «Весна на Заречной улице» - дебют Марлена Хуциева, шедевр. «Иван Бровкин», «Максим Перепелица» – это все заказные фильмы, их заставляли снимать. И раньше можно было по фильмам сделать портрет общества, понять, чем живет страна, кто в ней живет. Сейчас все про полицейских и убийц. И пожалуйста, снимают, никто не останавливает. Кстати, по американскому кино тоже нельзя составить представление о жизни американского общества. Половина полицейские, половина от них бегает. Как будто в стране больше никто не живет.

Сейчас все идет к тому, чтобы вернуться к советской системе, время показало, что она была оптимальной для России и кинематографа.

Госзаказ существует или его нет?

- Как раньше – нет. Ведь как снимали «Войну и мир» – вся страна работала. Армии участвовали в массовке, Эрмитаж давал из своих фондов мебель. Американские продюсеры были потрясены, как можно было за такие копейки снять такой великий фильм, богатейшее кино, они никогда такое не потянут. Сейчас госзаказ в завуалированной форме, бюджет всегда скрывают. «Предстояние» Михалкова можно считать заказным, очевидно, там бюджет отличается раз в 5-6 от других фильмов. Что надо? Личные симпатии. А госзаказ нужен хотя бы на фильмы о войне. Фильм про войну стоит 150 миллионов, а дают 30. За эти деньги можно снять, если действие происходит в городе, в комнате. Если взрывы, танки, самолеты, то и деньги нужны другие.

А как развивать кино в регионах?

- Сейчас проще, хоть на телефон снимай. Внук увлекается кино, снимает постоянно, студенты за копейки снимают свои фильмы. Выложите в Интернете, соберите просмотры - и вот вы уже знамениты, вас зовут в Москву.

Что для вас ближе, профессия актера или режиссера?

- У меня твердое убеждение, что как тигр, попробовавший человеческой крови не поддается дрессировке, так и у того, кто попробовал режиссуру всерьез, не будет лежать душа к актерской профессии. Для меня очень важно понимание того, что я создаю параллельный мир, в который погружаются люди, а мои герои становятся почти родственниками для зрителей.

Какой из своих фильмов вы считаете самым лучшим?

Это вопрос из серии, какого ребенка вы больше любите. Под страхом расстрела, если прижмут к стенке, то я скажу, что считаю недооцененной «Зависть богов». С профессиональной точки зрения это лучший среди моих фильмов. Но зрители любят «Москва слезам не верит», похоже, лучший фильм всех времен и народов. Это не я говорю, это по опросам зрителей.

Согласны ли бы с Борисом Гребенщиковым, что «слово сказано и железная клетка пуста» или любящие становятся зависимыми от того, кого любят?

Я по старинке считаю, что любящие зависимы друг от друга и их свобода ограничена их любовью. В Германии разговаривал с нашими эмигрантами, которые живут там с 70-х- годов. Они говорят, там настоящее сумашествие. Я думал, что у нас преувеличивают феминизм на Западе, ничего подобного. Женщина считает себя настолько свободной, что не заботится о своей внешности, о своем костюме, не красится, и вообще ничем не отличается от мужчин. А как же привлекательность? Оказывается, для женщины это унижение. Я думаю, что они жестоко заплатят за ту свободу, которую обрели. Думаю, что это одно из объяснений роста гомосексуализма в западном обществе. Женщине руку нельзя подать, это унижает ее, она в суд может подать.

В какой идее вы не разочаровались?

- Мне кажется, мы совершили смертельную ошибку когда выбрали капиталистический путь развития и когда все были очарованы перестроечными идеями, Горбачевым, Ельциным. Даже если бы остались на уровне брежневского социализма, то сейчас были бы в пять раз сильнее, преодолели бы все экономические трудности, и идеологически: мы бы не боялись, что от нас побегут на запад за колбасой, за свободной жизнью. Мы строили государство справедливое и почему–то позволили себе увлечься идеями государства несправедливого. Хотя я знаю все возражения и спорить уже осточертело, каждый жестко стоит на своей позиции. Я беспрерывно думаю, почему мы все вместе предали ту жизнь, которая у нас была.

На какие современные фильмы стоит обратить внимание?

- Я уже утратил сумасшедшее любопытство, не имею табели о ранге. Я старый человек, который остался в старых пристрастиях, многого не понимаю, что-то начинаю смотреть, скучно, и я говорю, а давай переключим на «Москва слезам не верит» (смеется).

НАША СПРАВКА

Акция "Кинопоезд "ВГИК-95" приурочена к юбилею старейшей государственной киношколы в мире – 95-летию Всероссийского государственного института-университета кинематографии имени С. А. Герасимова. Поезд отправился из Москвы с остановками в городах Ярославль, Рыбинск, Кострома, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск и Биробиджан. Завершится акция во Владивостоке. Во всех городах проходят творческие встречи и мастер –классы со знаменитыми выпускниками и преподавателями и съемки сразу двух фильмов: о ветеранах Великой отечественной войны и о самом кинопоезде.

Татьяна РЯБИНИНА

Фото: Мария АНАНОВА

 


Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230

Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230