Вход в личный кабинет

Шедевры мировой классики на Енисее 2015

В программе «Шедевров» — симфонические полотна великих композиторов-классиков Ф. Шуберта, А. Брукнера, А. Онеггера и Д. Шостаковича, а также две премьеры сочинений, написанных в 2015 году. Это Баллада, посвященная Марине Цветаевой, принадлежащая перу К. Эренфелнера, и «Сегантини-Пассакалия», написанная по заказу дирижера Райнера Хельда швейцарцем Карлом Рютти, которого называют лучшим современным композитором-лириком. 

1) Карл Рютти. Сегантини-Пассакалия. Жизнь – Природа – Смерть.

Карл Рютти о создании «Сегантини-Пассакалии»:

По поручению дирижера Райнера Хельда я написал в первые месяцы 2015 года Пассакалию для оркестра, назвав её «Сегантини-Пассакалия». Идея этого сочинения была навеяна огромным «Альпийским триптихом»: «Жизнь», «Природа», «Смерть» итальянского художника 19 века Джованни Сегантини, который умер в 41 год в горном регионе Энгадин (Швейцария).

Пассакалия — это сформировавшаяся в эпоху барокко форма вариаций над басовой темой. Моя тема Пассакалии появляется 12 раз, начинается и заканчивается не контрабасом, а кларнетом, сопровождается ударами в литавры (как будто это удары часов, обозначающие время) и мерцанием струнных инструментов (горный ландшафт).

Двенадцать вариаций я разделяю, подобно триптиху Сегантини, на три жизненных цикла:  Начало жизни, Середина жизни, Конец жизни, и в то же время представляю их как 12 месяцев календарного года.

Тема «Жизни» постепенно нарастает в оркестре, вырастая из колыбельной (в триптихе Сегантини — мать, успокаивающая ребенка), резко протестуя, переходя как бы в состояние непокорного подростка. Во второй части («Природа») тема пассакалии сильно видоизменена. Она звучит в другой тональности, олицетворяет лето, середину жизни, сопровождается пением птиц, ночными кличами сов и танцами. Эта подвижная средняя часть внезапно прерывается, как прерывается жизнь нежданной смертью.

Третья картина показывает заснеженный застывший горный ландшафт. Одетые в черное люди выносят мертвое тело из хижины, снаружи ждут лошадь и сани. Тема Пассакалии постоянно возвращается к ударам литавров. Юность прошла, праздник жизни позади, лето пролетело. Жутко и таинственно слышны фразы струнной мелодии, как призраки мертвых. Все, что осталось, это печаль.

«Сегантини-Пассакалия» заканчивается так же, как и начиналась: звон литавр и мерцание струнных. Остается только проблеск надежды (звук кларнета). Сегантини передал эту надежду в таинственно сверкающих облаках.

  

Карл Рютти

Швейцарский композитор Карл Рютти родился (в 1949 г.) и вырос в городе Цуг. Его интерес к музыке зародился еще в семинарии Энгельберг, где он учился игре на фортепьяно, скрипке, тромбоне, а также изучал камерную музыку, хоровое пение, григорианский хорал и джаз. По окончанию школы он поступает в Государственную консерваторию в Цюрихе по классу фортепьяно и органа, а в 1975 году получает диплом по обоим инструментам.

В 1976 году Рютти продолжил образование в Лондоне, где познакомился с английской хоровой культурой, которая не только поразила его своим богатством, но и вдохновила на написание нескольких сочинений для хора. Некоторые из них были с большим успехом исполнены хором Brompton Oratory и солистами радио BBC. Затем последовал ряд крупных заказов на написание различных сочинений. В сотрудничестве с дирижером Райнером Хельдом в 2011 году создано Кончерто для органа, струнных и ударных, а уже в 2013 — Симфония для сопрано, органа, струнных и ударных, рассказывающая о видениях отшельника и мистика Никлауса из Флюэ.

Рютти пишет в основном сочинения религиозного содержания. Его музыка — это соединение английской хоровой традиции с другими жанрами, включая колоритные элементы джаза и блюза. Она часто исполняется по всему миру, в частности на крупнейшем в мире фестивале классической музыки BBC Proms (Променадные концерты BBC). Реквием Карла Рютти (премьера состоялась в 2007 году в Винчестерском  соборе в исполнении оркестра и Лондонского Бах хора) и средневековый гимн «Дева Мария» (2014, хор Кэмбриджского Королевского колледжа) обрели мировое признание.

Многие работы Карла Рютти записаны на компакт-диски и изданы такими звукозаписывающими компаниями, как Naxos, ASV, Guild и Herald. 

2) Артур Онеггер. Симфония №3 "Литургическая". 

Третья симфония создавалась композитором в течение 1945-1946 годов. В это время он, гражданин Швейцарии, проведший годы войны в нейтральной стране, вернулся в Париж. И в оскверненном, поруганном городе трагедия пережитого охватывает композитора.

Симфония получила название Литургической, так как композитор взял заглавия ее частей из католической мессы.

Композитор говорит о замысле в подробном комментарии:

«Я хотел в этом произведении символизировать протест современного человека против нашествия варварства, тупости, против страданий, против бюрократической машины. Моя симфония есть драма, в которой играют (в действительности или символично) три действующих лица: Горе, Счастье и Человек...

В «Dies irae» я стремился выразить... ужас беспощадно преследуемых поколений народа... День гнева! Стремительные темы следуют одна за другой, не давая слушателю ни мгновения для размышления. Буря рвет все вокруг, сметает прочь слепо, сгоряча. Только в конце первой части впервые появляется птица... Здесь она не столько поет, сколько плачет.

«De profundis clamavi» — полное боли размышление-молитва... В конце этой части я ввел тему птицы — снова является голубь, на этот раз в ясной, отчетливой мелодии... Весточка голубя — это оливковая ветвь, символизирующая посреди великого хаоса обещание мира.

«Dona nobis pacem». Несчастье — плохой советчик: заметили ли вы, до какой степени страдающий человек часто зол и глуп? Что может быть глупее и тупоумнее, чем дать волю варварству! В начале третьей части я хотел выразить это выступление коллективной глупости. Это — марш роботов против цивилизованного человечества, обладающего душой и телом. Покачивается вразвалку в шатающемся ритме стадо механических гусей. Тогда в рядах жертв просыпается чувство возмущения. Организуется мятеж, растет восстание. Внезапно раздается и трижды повторяется бесконечный крик из угнетенных сердец: «Dona nobis pacem!» (Даруй нам мир!). Кажется, будто мера желания мира, наконец, перевесила ужас беспорядка. Длинной, певучей мелодией я хотел выразить желание страдающего человечества: «Освободи нас от всего этого!» — и прояснить образ страстно ожидаемого мира... Облака рассеиваются, и в блеске восходящего солнца в последний раз поет птица. Таким образом, птица мира парит над симфонией, как голубь мира — над бесконечностью моря».

3) Антон Брукнер. Симфония №1 (до минор).

Невилл Кардус, английский писатель и критик:

"Музыка Брукнера, пожалуй, наиболее религиозна в существующем классическом наследии. Композитор был опьянен Богом, в его сочинениях нет и намека на вычурность и чувственность. Брукнер филигранно выстраивает каждую новую музыкальную тему из предшествующей в длительном и напряженном развитии. Без терпения и веры бессмысленно слушать Брукнера. Как религия или супружество, Брукнер требует от нас веры и времени.

Брукнер был великим композитором, создателем музыки, которая глубоко человечна, благочестива, гениальна, крайне своеобразна и полна очищающих душу изгибов мелодии, свойственных Божественным хоралам...

Первая симфония начинается динамичным маршем, который во втором проведении перерастает в ликующую мелодию. Начинать симфонию таким образом — вопреки всем традициям — в 1860 году было смелостью. В ней Брукнер подвергает испытанию непосвященных прерыванием поступательного движения, ожиданием лирического развития во второй теме, характерными удвоениями духовых в несколько октав. Однако, творчески подходя к сонатной форме, Брукнер еще не отклоняется от ее строгих требований.

Адажио повествует нам о прекрасных неспешных размышлениях Брукнера. Две контрастные мелодии следуют за вступительными пассажами. Прихотливые плавающие переплетения струнных инструментов сродни мягким колебаниям крыльев ангелов. И, в конце-концов, словно пророчество Брукнера, Адажио завершается нежной благословляющей каденцией.

Скерцо — это почти зрелый Брукнер, интонации и ритмические особенности которого не слышали в музыке прежде. Брукнер стал основоположником австрийского национального оркестрового стиля с характерным для него дроблением линий и романтической ностальгической манерой. 

Финал – это предвосхищение поздних шедевров. Здесь Брукнер еще подмастерье — слишком много повторов, секвенций, несколько начал. Тем не менее, это все — истинный Брукнер. Уже с его первой симфонии ясно, что последующие произведения идут по пути грандиозных творений, развиваясь до величественных". 

4) Ф. Шуберт. Рондо ля мажор для скрипки и струнного оркестра

5) Кристоф Эренфелнер. Баллада, соч. 24 для струнного оркестра (посвящена Марине Цветаевой).  

Баллада Кристофа Эренфелнера – это сочинение XXI века, которое синтезирует черты средневековой классической баллады с присущей ей строгостью формы и поэтической свободы великого романтического повествования, характерного для стиля Листа и Шопена.

Это сочинение было создано по инициативе Международной музыкальной академии Сэйдзи Одзава в Швейцарии. Его идею предложила франко-русская скрипачка Александра Соумм  — страстная поклонница поэзии Марины Цветаевой (1892-1941). Однако ни одно из проникновенных стихотворений поэтессы не легло в основу данного произведения. Баллада  скорее раскрывает нам душевные переживания поэтессы, которые нашли свое отражение в ее творчестве.

Родившись в Москве, в семье ведущего историка и концертирующей пианистки, Цветаева впитала в себя культурное наследие царской России. Свершившаяся революция разрушила не только устои, но и ценности прежней жизни. Бесконечное страдание и безграничная любовь  — вот суть души Марины Цветаевой, ее семейной жизни, наполненной противоречиями. Именно это смешение крайностей и стало эмоциональной моделью всей Баллады, которая рассказывает о человеке с безграничной фантазией и юношескими мечтами, заложника собственной судьбы, движимого бескомпромиссным стремлением жить и любить. Красной нитью через всю Балладу проходит строка из стихотворения М. Цветаевой «И будет все, как будто бы под небом и не было меня!».

6) Дмитрий Шостакович. Камерная симфония. 

Возникновение этого сочинения — особый случай в истории музыки. После премьеры квартета №8 Д. Шостаковича руководитель квартета им. Бородина и Московского камерного оркестра Рудольф Баршай получил заказ от издательства «Петерс» на переработку его для камерного оркестра. Шостакович не только высоко оценил эту работу, но и дал композиции новое название — «Камерная симфония оп. 110 а». Симфония имела с самого начала большой успех, она умножила популярность струнного квартета, однако исполняется сегодня, пожалуй, чаще, чем сам оригинал.

Восьмой квартет был написан в Дрездене в 1960 году в Дрездене, где композитор  работал над партитурой к фильму «Пять дней, пять ночей». У него есть посвящение «Памяти жертвам  фашизма и войны». Вместе с тем, Шостакович написал автобиографическое сочинение, своего рода реквием самому себе. А поводом стал внутренний надлом, когда он согласился вступить в партию.  Как замечает словенский культуролог и философ Славой Жижек — большой почитатель музыки Шостаковича — если в истории музыки когда-либо была написана «музыка сломленного человека», то это именно Восьмой струнный квартет. По его выражению «струнные квартеты — не героические выступления против тоталитаризма, но отчаянно-беспощадный разговор о собственной трусости и оппортунизме композитора: внутренняя цельность Шостаковича-художника в том и состоит, что он внятно и полностью выговорил в музыке душевное смятение, смесь разочарований, печального забытья, вспышек бессильной ярости, переходящей в ненависть к себе, а не изобразил себя этаким героем под маской».


Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230

Warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 225

Warning: array_flip() expects parameter 1 to be array, null given in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_intersect_key(): Argument #2 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/system/functions/functions.php on line 501

Warning: array_merge(): Argument #1 is not an array in /home/cmks-2012/miracentre.ru/docs/include/validation/validation_item.php on line 230